+7(495)226-09-66+7(903)721-01-04

Автомобильная сигнализация

Автомобильная сигнализация (далее сигнализация) - это электронное устройство, включающее блок, как правило, с контактными группами для подключения жгутов проводов и брелок, который служит для передачи управляющего сигнала блоку по радиоканалу. Провода жгута подключаются к автомобильной электропроводке и к периферийным устройствам сигнализации, таким как сирена, светодиодный индикатор, концевые выключатели, всевозможные датчики. Количество периферийных устройств зависит от типа и комплектации сигнализации.

Электрическая противоугонная система или иммобилайзер внешне очень похожа на сигнализацию. Основное их отличие в предназначении. Иммобилайзер предназначен для того, чтобы при определенных обстоятельствах автомобиль был неподвижен и двигатель его не работал, то есть для иммобилизации. Иммобилайзеры как правило не имеют брелков, но могут иметь для управления электронные ключи либо транспондеры. К транспондерам относятся электронные метки и карточки. Это устройства распознавания хозяина. Владельцу автомобиля необходимо всего лишь иметь транспондер при себе. Иммобилайзеры обычно не имеют датчиков, а сирена для них - роскошь.

В настоящее время идет процесс стирания грани между сигнализациями и иммобилайзерами. Все больше появляется сигнализаций с функциями иммобилайзера и иммобилайзеров с сиренами. Производятся электронные охранные комплексы, включающие все современные возможности и комплектуемые как брелками так и транспондерами. К сожалению, цена этих комплексов пока еще очень высока. Охранным комплексом будем называть любую комбинацию охранных средств.

Основные функции автомобильной сигнализации

Основной функцией сигнализации является охрана автомобиля, т. е. оповещение хозяина о попытке проникновения в его автомобиль. Оповещение, как правило, происходит путем включения сирены, установленной под капотом и/или передатчика пейджера (о пейджерах поговорим ниже, сейчас скажу только, что компании пейджинговой связи распространяют совершенно другие пейджеры). Если вдуматься в смысл слова сигнализация, то и назначение ее станет ясным. Я заостряю внимание на этом, казалось бы, очевидном факте вот почему. Многие считают, что основной функцией сигнализации является отпирание/запирание дверей при нажатии на кнопку брелка. Я был свидетелем ситуации, когда клиент не мог понять: как это вообще может существовать такая сигнализация, которая не запирает и не отпирает дверей. Если Вам это тоже непонятно, вернитесь к началу абзаца. Не стоит заказывать сигнализацию, если вам нужно только отпирание/запирание с помощью брелка. Для этой цели существуют специальные устройства - радиоуправляемые центральные замки. А, быть может, Вам больше придется по душе иммобилайзер с центральным замком. Если же в автосалоне таких устройств нет, и вы вынуждены установить сигнализацию, обязательно заострите внимание менеджера на том, что вы хотите иметь возможность пользоваться сигнализацией как радиоуправляемым центральным замком. Дело в том, что некоторые сигнализации, в частности итальянские, не позволяют этого.

Итак, основная функция сигнализации - охрана подразделяется на охрану периметра и работу датчиков.

Охрана периметра означает срабатывание сирены при открывании любой двери автомобиля, а также капота и багажника. Реализуется она с помощью концевых выключателей. В большинстве автомобилей при открытой двери горит подсветка салона. Подсветка реализована с помощью концевых выключателей, они же используются и для сигнализации, а для реакции на открывание капота и багажника устанавливаются дополнительные выключатели.

Датчики - это устройства, подключаемые к сигнализации и служащие для реагирования на различные воздействия, прикладываемые к автомобилю. Различают датчики удара, объема, качения/смещения и другие. Концевой выключатель - это тоже датчик, датчик открывания двери, видимо самый простой датчик. Почему же мы рассматриваем охрану периметра отдельно от работы датчиков? Тому есть несколько причин, а основная состоит в том, что охрана периметра является обязательной функцией любой сигнализации, но не все сигнализации комплектуются датчиками. Тем не менее, есть возможность для подключения любого датчика к любой сигнализации.

С функцией охраны следует сопоставить еще одну вещь - код брелка. Это радиосигнал, который передается при нажатии кнопки. Он бывает фиксированным и плавающим. Плавающий код каждый раз меняется. Производители сигнализаций с плавающим кодом обещают немыслимое число кодовых комбинаций, то есть код за время жизни автомобиля не повторяется никогда.

Второй (если не первой) по значимости функцией сигнализации, с точки зрения охранных свойств, является блокировка двигателя. Стандартно двигатель блокируется при включении охраны, т. е. когда автомобиль под охраной, двигатель его не заводится. Если же алгоритм работы сигнализации предусматривает включение блокировки в других ситуациях, без включения охраны, это означает, что сигнализация обладает свойствами противоугонной системы или иммобилайзера (противоугонные системы рассмотрим ниже).

Блокировка двигателя бывает активной или пассивной. Вопросы аппаратной реализации блокировок будут рассмотрены во второй главе. А сейчас в двух словах о сути. Отличие активной блокировки от пассивной в том, что при отключении питания системы первая исчезнет, а вторая сохранится. В этом плюс пассивной блокировки. Она более надежна. Активная лучше тем, что легче нейтрализуется в случае неправильной работы системы. Есть государства, в которых пассивная блокировка запрещена законодательно.

Реализуются блокировки с помощью обычных электромеханических реле. Если реле вмонтировано в блок, то говорят, что блокировка встроена. В противном случае требуется установка дополнительного реле. Но, с точки зрения потребителя, важно не это. Важно: сколько блокировок реализовано в системе, и каких.

Рассмотрим с точки зрения охранных качеств. Две блокировки лучше одной, пассивная лучше активной, встроенная несколько лучше выносной, а еще лучше дистанционная. Смысл дистанционной блокировки в наличии в системе специального электронного реле, оно зачастую похоже на обычное, которое не связано проводами с блоком, управляющий сигнал получает по штатной проводке автомобиля.

Дистанционные блокировки хороши на достаточно дорогих, сложно устроенных автомобилях. На отечественных карбюраторных автомобилях толку от них маловато. К сожалению, для подобных автомобилей не представляется возможным сделать достойную блокировку. Этому вопросу я посвящу один из пунктов FAQ.

Прочие функции сигнализаций.

Централизованное запирание дверных замков - видимо самая популярная из этих функций. Что такое центральный замок? Вроде бы каждый знает, но именно с этой штуковиной связано большинство неожиданных открытий в сфере охранных систем. Рассмотрим подробнее.

Если на автомобиле установлен штатный (заводской) центральный замок, значит, при закрытии водительской двери снаружи с помощью ключа или изнутри с помощью кнопки на дверной обшивке будут автоматически закрыты остальные двери. Но это самый простой вариант. Существуют центральные замки, которые не реагируют на водительскую дверь, но в салоне автомобиля есть специальная кнопка для запирания/отпирания всех дверей, а в ключе инфракрасный передатчик. Штатные центральные замки бывают электрическими или пневматическими.

Центральные замки, устанавливаемые вместе с сигнализацией, представляют собой электроприводы, монтируемые в каждую дверь. Если Вы заказываете центральный замок на две двери (это стандартное решение), а дверей в автомобиле 4 или 5, то при нажатии на кнопку брелка сигнализации будут закрываться/открываться две передние двери. Но если уж экономить, то можно обойтись одной дверью, а для обеспечения полного удобства Вы можете заказать электроприводы на все четыре. Допустим, Вы заказали центральный замок на четыре двери одновременно с сигнализацией. Получая автомобиль, Вы ожидаете, что при запирании водительской двери вручную, запрутся остальные двери, но этого не происходит. Хотя от брелка сигнализации все двери отпираются и запираются. Вы негодуете. Как же так? А все дело в том, что для организации подобного управления необходимо дополнительное устройство, называемое модуль центрального замка. Именно модуль ЦЗ управляет электроприводами, а если он отсутствует, то только сигнализация может запирать/отпирать одновременно все двери.

Приобретая модуль, подумайте: а так ли он Вам необходим? Это несложное и практически безотказное в работе устройство, но если Ваша сигнализация позволяет включить функцию автолок (автозапирание), целесообразно ли наличие модуля. Автолок означает запирание дверных замков при включении зажигания и отпирание при выключении. Для многих этого будет достаточно. Если модуль Вам все-таки необходим, то устанавливайте его сразу, не откладывайте на потом. Установка модуля центрального замка в будущем связана с заменой привода в водительской двери, а это лишние расходы.

Возникает вопрос: если на автомобиле есть штатный модуль ЦЗ, нужно ли устанавливать что-то еще для подключения к нему сигнализации? Бывает, что нужна установка мастер-привода водительской двери, а бывает, что ничего не нужно. Как определить это самостоятельно, я расскажу в FAQ.

Каждая сигнализация имеет возможность для реализации этой функции. Иногда требуется установка обычных дополнительных реле, иногда эти реле встроены в блок, в экзотических случаях требуется установка специального модуля. Первые два случая потребителя практически не затрагивают, последнего, экзотического, следует избегать. Если Вы спросите где-нибудь о цене сигнализации, например на ВАЗ2105, и Вам без лишних расспросов назовут сумму, будьте уверены, это цена установки без ЦЗ.

За централизованным запиранием следует функция комфорт. Вообще говоря, комфортом обладают не сигнализации, а автомобили, причем даже не все дорогие машины им обладают. Суть его в следующем: если закрывать дверь ключом, то сначала закроется ЦЗ, а, если удерживать ключ в запирающем положении, то начнут подниматься стекла незакрытых окон. Если автомобиль оборудован комфортом, то, обычно, к нему можно без дополнительных устройств подключить сигнализацию, и стекла будут подниматься при постановке на охрану. Вы спросите: а почему "обычно"? Бывают исключения? Да, это вопрос довольно тонкий, иногда дополнительные устройства все-таки требуются. Я не считаю целесообразным заострять внимание на этом вопросе, все равно придется консультироваться при заказе охранной системы, скажу лишь очень простую вещь: при покупке нового автомобиля такого класса заказывайте сигнализацию в месте приобретения автомобиля, не надо лишних экспериментов!

Если же комфорта нет, а установлены электрические стеклоподъемники, то, для поднятия незакрытых стекол при постановке на охрану, необходима установка дополнительных модулей стеклоподъемников. Как правило, один модуль рассчитан на два окна, но при выборе модулей нужно консультироваться на месте, есть много особенностей. С помощью того же модуля можно запирать и электрический люк.

Дополнительный канал используется для дистанционного отпирания замка багажника, бензобака (импульсный выход), закрытия окон (таймированный выход) при помощи дополнительной кнопки брелка. Чтобы задействовать дополнительный канал необходимо наличие или возможность установки соответствующих электроприводов, а реализация функции, как правило, требует установку дополнительного реле. Отсутствие этой функции у сигнализации вовсе не указывает на её низкий класс. Если подключение дополнительного канала не оговаривается при заказе, то он не задействуется.

Функция антихайджек или, что то же самое, просто хайджек скорее относится к разряду охранных, то есть основных. Тем не менее, я уверенно причисляю ее в "прочие", так как ничего не слышал о случаях ее эффективного применения (но не исключаю возможность такого случая). Отмечу, что кроме понятия хайджек (hi-jack) существуют еще карджек (car jack) и блэкджек (black jack). Поскольку единой терминологии в этом вопросе не существует, я попытаюсь объяснить все своими словами, а Вы, если захотите эту функцию, также объясняйте, что Вы имеете в виду, во избежание недоразумений. Итак:

  • Если Вас принудительно высаживают из автомобиля с целью завладеть им, Вы можете нажать на кнопку брелка вслед удаляющемуся авто и заглушить двигатель. Тут есть различные реализации: двигатель глохнет сразу, через некоторое время или после торможения.
  • Заведя двигатель, необходимо в течение некоторого времени, нажать на секретную кнопку, иначе двигатель заглохнет.
  • На секретную кнопку надо жать не только при запуске двигателя, но и после открывания двери при заведенном двигателе.

Перечень вариантов этим, видимо, не исчерпывается. Комментировать плюсы и минусы каждого из них я не буду, скажу только, что ни один из вариантов реализации функции антихайджек не идет ни в какое сравнение с транспондерным иммобилайзером.

Есть еще функции, которые можно условно отнести к разряду охранных. Это автопостановка или пассивная постановка на охрану, антирассеянность и иммобилайзер. Единой терминологии здесь также нет, поэтому не рекомендую использовать похожие слова, вроде "самопостановка" и т. п., Вы можете быть неправильно поняты.

Автопостановка или пассивная постановка на охрану - это постановка на охрану без участия брелка, через некоторое время после закрытия последней двери автомобиля. Соответственно, активная постановка - это постановка на охрану с брелка.

Антирассеянность - это постановка на охрану без участия брелка, после снятия с охраны брелком и неоткрыванием дверей в течение определенного времени. Сигнализация определяет в этом случае, что снятие с охраны было ложным, а хозяин рассеян.

Автопостановка и антирассеянность могут быть с автозапиранием и без него. То есть в случае постановки на охрану без брелка двери могут не запираться.

Запирание/отпирание дверей при включении/выключении зажигания называется автолок.

Иммобилайзер - это когда в случае автопостановки включается не охрана, а только блокировка двигателя.

Реализация последних функций, начиная с хайджека, не требует установки дополнительных компонентов, как правило, их нужно только включить. Не все сигнализации обладают полным спектром этих функций, а в некоторых определенная функция может быть установлена принудительно, без возможности отключения.

В качестве комментария, приведем свое отношение к последним функциям. Автопостановка - функция вредная, раздражает, а в сочетании с автозапиранием может доставить водителю большие неприятности. Попробуйте только оставить ключ с брелком в замке зажигания и закрыть дверь! Антирассеянность и иммобилайзер, напротив, функции исключительно полезные. Автолок мы бы не стали себе включать, ресурс электроприводов не безграничен.

Мы рассмотрели далеко не все функции сигнализаций, но остальные едва ли заслуживают внимания.

О методах защиты автомобиля Вы можете почитать на нашем сайте.

Каталог работ